Регионы

Размер шрифта AA

УФК по Воронежской области
официальный сайт
Предыдущая версия сайта

Расширенный поиск

История

Фотография здания УФК по Воронежской области


История органов казначейства Воронежской области

9 апреля 1993 г. заместителем Министра финансов РФ был подписан приказ о назначении начальника Управления Федерального казначейства МФ РФ по Воронежской области, что послужило началом возрождения органов Федерального казначейства на территории Воронежской области. «Ни что» не возникает из «ничего», у каждого события есть своя предыстория и свое начало. Система органов Федерального казначейства не является изобретением 20 века. История зарождения органов, осуществляющих хранение и преумножение казны государства, уходит своими корнями в далекое прошлое. Казначейские органы в финансовом управлении России всегда играли ведущую роль.

В период правления по Руси Иоанна III (1462-1505) были созданы приказы, в том числе финансовые Большого Двора, Большой казны, Большого Прихода, счетный. В конце 15 века в Русском государстве было создано правительственное учреждение - Казенный приказ, ведавшее хранением царской казны. Казначеем в 15-17 вв. именовался придворный и думный чин, возглавлявший казенный приказ. Он ведал сбором пошлин и оброков, делами о холопстве, обладал правами суда, в частности над плательщиками пошлин, участвовал в переговорах с иностранными представителями. Впервые слово «казначей» можно встретить в «штатном расписании» Казенного приказа, учреждения, которое в период от Иоанна III до царствования Петра Великого заведовало Царским Казначейством. Органами финансового управления на листах были Казенные палаты. Воронежская Казенная палата, созданная на основании «Учреждения для управления губерний» от 7 ноября 1775 г., контролировала доходы и расходы всех учреждений губернии, проводила переписи населения (ревизии для сбора подушных податей), наблюдала за сбором налогов.

В 1775 году одновременно с казенными палатами была учреждена должность уездного казначея. К обязанностям последнего относились прием и хранение всех казенных доходов своего уезда. При приеме денег от плательщиков он выдавал квитанции. Должность государственного казначея была утверждена в России в 1796 году. Государственный казначей возглавлял казначейство и заведовал отчетностью по государственным доходам и расходам, государственным счетоводством и финансовым контролем.

Объективное развитие экономики подвело к необходимости создания такого органа как государственное казначейство. Казенные палаты в части сборов, установленных законами, доставления их в подлежащие места и хранение денежной казны были переданы в ведение государственного казначейства. Ему были подчинены все губернские и уездные казначеи, счетные экспедиции Казенных палат и статные и остатние казначейства.

Во главе казначейства на протяжении многих лет был губернский казначей, ему подчинялись 7 счетных работников (4 кассира, 3 бухгалтера), губернский секретарь и письмоводитель. В штате уездных казначейств было по 5-6 человек. Работали в казначействе только мужчины.

В уездах действовали уездные казначейства: Бирюченское, Бобровское, Богучарское, Валуйское, Воронежское, Задонское, Землянское, Коротоякское, Нижнедевицкое, Новохоперское, Острогожское, Павловское. Уездные казначейства ведали приемом, хранением денежных сборов и доходов и выдачей денежных сумм.

При вступлении в должность все служащие казначейства, включая сторожей, давали клятвенное обещание «верно и нелицемерно служить и во всем повиноваться не щадя живота своего, стараться споспешествовать пользе государственной и всякую вверенную тайность крепко хранить и положенный чин надлежащим образом по совести совей исправлять и для своей корысти, свойства, дружбы и вражды противно должности совей присяги не поступать». Для сбора подушных податей (основного прямого налога) в 18 веке до середины 19 века (1858 г.) на крестьян, мещан, церковных служителей, купцов периодически составлялись «ревизные сказки», поступавшие в казначейство.

Воронежское губернское и уездные казначейства, как и все казначейства России, в соответствии с положением собирало сведения о населении своего уезда, составляя, таким образом, ревизные сказки. В них заносили данные о каждом человеке (возраст, начиная с года, отметки о выбытии и причинах - смерть, рекруты, переезд). В 18 веке в ревизную сказку записывали сведения только о мужском населении уезда, в начале 19 века такая перепись стала посемейной, но число мужского и женского пола учитывалось отдельно. Такие переписи проводились в 1811, 1815, 1833, 1850, 1857 гг. Так прошли перепись и оставили свой след в истории Воронежского края предки А.П. Чехова, А.В. Кольцова, И.С. Никитина, И.Н. Крамского. Об этом свидетельствуют ревизные сказки-документы, составленные в ходе переписей.

Казенная палата до 1845 г. возглавлялась вице-губернатором. Одним из вице-губернаторов был Михаил Леонтьевич Магницкий, который известен тем, что вскрыл значительные финансовые злоупотребления в губернии. Будучи вице-губернатором всего лишь 1 год (1816-1817), Магницкий инициировал проведение различных ревизий в Воронежской губернии. О результатах проверок он сообщил в столицу, доказав, что под видом земских повинностей «совершенно ограблена губерния на несколько миллионов». Благодаря принципиальности и настойчивости Магницкого была взыскана двухмиллионная недоимка в казну.

Усилиями воронежских финансовых чиновников губернская казна пополнилась в 1854 году 4543370 руб. 69 ½ коп. серебром, причем доходы превышали расходы - 2704077 руб. 41 ¾ коп. После 1845 г. руководили деятельностью Казенной палаты непосредственно председатели, а впоследствии - управляющие Казенной палатой, назначавшиеся «Высочайшим приказом». Среди председателей известен Андрей Иванович Войцехович.

Со временем штат финансовых работников разрастался, в 1861 г. в Воронежской казенной палате вместе с Войцеховичем служили уже 59 сотрудников, введены новые должности - бухгалтеры, помощники бухгалтеров. В уездных казначействах появились помощники казначее, бухгалтеры и винные приставы.

Вместе с Войцеховичем в Воронежской казенной палате в 1854-1856 гг. служили советники: ревизского отделения - статский советник Василий Степанович Троицкий, питейного отделения - статский советник Кириак Васильевич Граженский, губернский казначей - статский советник Никанор Григорьевич Завальский, губернский контролер - статский советник Максим Александрович Замятин и др. 19 июня 1865 года председатель Войцехович был уволен по прошению от службы, а на место его назначен председателем палаты коллежский советник Раев. В 1878 г. Александр Федорович Раев значится уже действительным статским советником, кавалером орденов Станислава 1 степени, святого Владимира 3 степени, святой Анны 2 степени, святого Станислава 2 степени. После двадцатилетней безупречной службы управляющим Казенной палатой Раев был назначен членом Совета Министерства финансов и произведен в тайные советники.

В 1888-1902 гг. управляющим Воронежской Казенной палатой был действительный статский советник Г.С. Вашкевич. Григорий Станиславович Вашкевич, который играл заметную роль в общественной жизни города, был не только управляющим Казенной палатой, но и председателем губернского по квартирному налогу присутствия.

В 1872 г. была издана единая для всех казначейств Империи инструкция, в которой содержались правила: о порядке приема казначействами разного рода монет и кредитных бумаг и пересылке сумм казначействами; о выплате пенсий и пособий, как единовременных, так и постоянных; о выдаче казначействами процентов по ценным бумагам. Изменения в организации казначейств заключались в том, что они были освобождены от ведения сметного счетоводства по приходу сумм государственных доходов. Не входило в их функции так же ведение отчетности по этим доходам, ведение книг по недоимкам и составление массы срочных сведений об оборотах сумм Государственного казначейства. Изменения коснулись и губернских казначейств. Они так же освобождались от ведения сметной бухгалтерии по расходу сумм государственных доходов и представления отчетов по доходам за губернию. Таким образом, в тот период казначейства представляли собой центральные кассы, в которых сосредотачивались получаемые из уездных казначейств доходы для передачи их в Государственный банк на текущий счет Департамента государственного казначейства.

В 19 веке казначейство занимается сбором таких видов государственных налогов, как поземельный, квартирный, сподвижных имуществ. Из уездных управ сюда поступают сведения о фабриках, заводах, ремесленных и торговых заведениях.

Учет налогоплательщиков, прием налоговых и других видов платежей был основным направлением работы казначейства. Взыскание недоимок по налогам производилась полицейским управлением или полицейским надзирателем участка по предписаниям, составлявшимся казначейством.

«В 1890 году произошло значительное возрастание штата, изменение структуры казначейства. Это было вызвано тем, что увеличилось не только общее число приходно-расходных статей, но и число отдельных счетов в бухгалтерских книгах казначейства. Не зависимо от расчетов по казенным сборам казначейства должны были вести расчеты с плательщиками по земским, казачьим и некоторым другим местным сборам. Некоторые новые налоги, например раскладочный сбор и квартирный налог, являлись очень обременительными в кассовом отношении, так как суммы распределялись между огромным числом плательщиков».

С 1897 г. на казначейства были возложены прием золотых и серебряных изделий для отправления в окружные пробирные управления для испытания на подлинность, обратная выдача изделий мастерам и взимание с последних пробирных пошлин, а также ведение книг и отчетности по этой операции. В 1899 г. казначейства стали распределять в определенном процентном соотношении между государственной казной и земствами поступающие поземельные сборы.

Казначейство также принимало на хранение деньги, процентные бумаги. Плата за их хранение в 1904 году составляла 4 копейки со 100 рублей. Хранящиеся ценности могли завещаться. Вкладчиками ценностей были учреждения, общества, частные лица. Выдача различного рода патентов также пополняла доход казначейства. Бесплатная производственная или торговая деятельность наказывалась.

Статистические сведения о доходах, поступивших по городам Воронежской губернии, убедительно показывают: городские кассы с каждым годом увеличивали поступления в казну:
в 1910 г. - 1435223 руб. 67 к.
в 1911 г. - 1848124 руб. 13 к.
в 1914 г. - 2194158 руб. 76 к.

Вы дача средств на содержание земских волостных и сельских органов проводилась в соответствии со сметами расходов. Расчет средств производился по количеству ревизных душ мужского пола. Казначейство в России прошло длинный и сложный путь эволюции. Менялись названия: Приказ, Коллегия, Министерства, Наркомат, Министерство. Казначейство Российской Империи, существовавшее до семнадцатого года, представляла собой сильную организацию с подготовленными, квалифицированными кадрами.

После 1917 года наступила эпоха банковского правления и только в 1992 г. спустя 75 лет Правительству стала понятна необходимость воссоздания органов Федерального казначейства. Территориальные органы Федерального казначейства на местах создавались на энтузиазме вновь назначенных руководителей. Не было никакой материальной базы, не было кадров, все нужно было начинать с нуля. Начальник Управления Федерального казначейства Бережная Л.А. должна была найти помещение для Управления Федерального казначейства, набрать кадры и одновременно создать 39 отделений, согласовать с главами районной администрации кандидатуры на начальников отделений, решить вопрос по их размещению и технике. Была сделана попытка преемственности.

С 1788 г. по 1917 г. губернское казначейство располагалось в специально построенном для Казначейской палаты «в 1786-1787 г.» двухэтажном кирпичном здании Дж. Кваренги по улице Б. Дворянской (ныне пр. Революции 21), но в настоящее время это жилой дом и вернуть его органам казначейства не представилось возможным. Зато напротив в здании по проспекту Революции 22 находился памятник архитектуры, бывший дом губернатора, в совершенно запущенном состоянии, которое арендовало Управление хлебной инспекции. Именно это здание и стало начальным этапом органа Федерального казначейства Воронежской области. Это здание было передано в аренду Управлению Федерального казначейства губернатором Ковалевым А.Л. с условием, что данное здание будет должным образом отремонтировано как исторический памятник, что и было сделано. С апреля 1993 г. и по май 2006 г. пока не было построено собственное здание, Управление Федерального казначейства занимало это старинное здание.

За период с 25 июня по 15 октября 1993 г. был скомплектован штат всех 39 отделений Федерального казначейства, подобраны и отремонтированы помещения, и органы Федерального казначейства приступили к своим обязанностям.

Что же сделано органами Федерального казначейства за время их существования на территории Воронежской области.

Упорядочен процесс перечисления и зачисления доходов во все уровни бюджетов.

Контроль за формированием доходов бюджетов бюджетной системы Воронежской области до 1993 года осуществлялся Центральным банком России, налоговыми органами, финансовыми органами. Каждый из этих органов располагал собственной системой учета государственных доходов. Процветала система безденежных форм расчетов, когда в доходах бюджетов учитывались бартерные операции, материальные ценности и виртуальные услуги. Безденежные формы расчетов достигли к 1999 году до 58% в доходах региональных и местных бюджетов. В доходах федерального бюджета учитывались казначейские обязательства, которые перекупались в целях наживы коммерческими банками и предпринимателями. Бюджетные счета для зачисления доходов до 1998 годы были открыты в коммерческих банках, которые пользовались денежными средствами налогоплательщиков, не перечисляя в установленные сроки средства в бюджеты.

И только открытие в 2002 г. единого счета для зачисления всех доходов, их распределения между бюджетами Управлению Федерального казначейства в Банке России положило конец неконтролируемому движению средств.

Осуществление казначейством контроля за деятельностью банков по перечислению налогов и платежей принесло свои результаты: средства налогоплательщиков не позднее следующего рабочего дня гарантировано стали поступать в бюджеты.

Кроме того, органы Федерального казначейства стали осуществлять очень ответственные функции по соблюдению порядка распределения доходов согласно законодательно установленных нормативов распределения доходов. На протяжении последних четырех лет отклонения от установленных пропорций распределения доходов в бюджетную систему на территории Воронежской области отсутствуют, тогда, как только за 1998 год межбюджетная задолженность составляла 72 млн. рублей.

Органами Федерального казначейства была выполнена задача, поставленная Правительством Российской Федерации перед органами исполнительной власти: по принятию мер по обеспечению поступления налогов, сборов и других обязательных платежей, а также по сокращению задолженности по их уплате. Управление Федерального казначейства, своевременно обеспечивает необходимой информацией органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по контролю над поступлением платежей в доходы бюджетов. Предоставляя данную информацию, Управление Федерального казначейства дает возможность успешного прогнозирования платежей, создания базы данных плательщиков, принятия своевременных мер к неплательщикам.

Органы Федерального казначейства сотрудничает с более чем 130 администраторами поступлений федерального бюджета и 539 администраторами областного и местных бюджетов. Объем платежных документов плательщиков (по доходам), обрабатываемых Управлением ежедневно, составляет в среднем 11 тысяч документов. Сумма перечисленных средств в доходы бюджетов и внебюджетных фондов в день складывается в среднем 169 млн. руб.

За последний год через счета органов Федерального казначейства прошло 40 млрд. руб. средств доходов всех уровней и осуществлено расходов на сумму более 58 млрд. руб., значительный объем которых приходится на средства субъекта Федерации.

Управление Федерального казначейства обеспечивает не только четкое исполнение федерального бюджета, но и отслеживает соблюдение всех законодательных актов как федеральных, так и областных соблюдая интересы всех уровней бюджетов. За 2006 год Управлением Федерального казначейства было перечислено доходов в федеральный бюджет - 10,5 млрд. руб., а в бюджеты субъекта (областной, городской, районов и поселений) - в 2 раза больше - 20,3 млрд. рублей.

Большая работа была проделана органами Федерального казначейства для обеспечения федеральных учреждений своевременным финансированием.

Многочисленные потоки денежных средств, поступающих от Министерств и ведомств в кредитные организации для получателей средств федерального бюджета были упорядочены вначале путем перевода счетов бюджетополучателей из кредитных учреждений в отделения РКЦ, а затем в 1997 г. путем постепенного закрытия этих счетов и перехода на обслуживание в органы Федерального казначейства через лицевые счета. Никем неконтролируемые ранее расходы бюджетных учреждений в 1999 г. были ограничены путем введения лимитов бюджетных обязательств, в пределах которых учреждение могло осуществлять расходы текущего периода, чем был приостановлен рост задолженности федерального бюджета как перед сотрудниками этих учреждений, так и перед поставщиками услуг.

С 2000 года началось погашение огромных долгов, накопленных бюджетными учреждениями за ряд предшествующих лет, по оплате труда, коммунальным, арендным и другим платежам.

В 2001 г. проведен мониторинг всех получателей средств федерального бюджета, в результате чего были исключены более 2000 получателей средств, пользующихся разовыми субвенциями, а все государственные учреждения, финансируемые на постоянной основе из федерального бюджета, были включены в Единый Всероссийский реестр бюджетополучателей. Был завершен переход всех получателей средств федерального бюджета на казначейское обслуживание открытием лицевых счетов учреждениям Минобороны и одновременно начат процесс перевода внебюджетных счетов из кредитных учреждений в органы Федерального казначейства. Все бюджетные и внебюджетные потоки федерального уровня были выведены из кредитных учреждений и сосредоточены на счетах органов Федерального казначейства в Центробанке РФ. Начался поэтапный переход на Единый счет Федерального казначейства, который завершился в мае 2006 г., в результате чего финансирование бюджетополучателей федерального уровня стало осуществляться своевременно по заявке бюджетополучателей по мере наступления необходимости. Были ликвидированы ежедневные миллионные остатки на счетах территориальных органов Федерального казначейства. Бюджетные средства стали использоваться намного оперативнее и эффективнее.

Окончательно упорядочился процесс передачи средств из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации, поступающим регионам в виде дотаций, субсидий и субвенций. Только за прошлый год такие поступления составили 7,2 млрд. руб. С 1 января 2006 г. органы Федерального казначейства Воронежской области приступили к кассовому обслуживанию бюджета субъекта Федерации и 534 бюджетов муниципальных образований, что позволило реализовать один из основных принципов управления государственными и муниципальными финансами - единый счет соответствующего бюджета. Были закрыты счета всем получателям средств субъекта Федерации и муниципальных образований, все финансирование стало осуществляться через счета органов Федерального казначейства. А открытие 535 счетов Управлением Федерального казначейства в ГРКЦ позволило вывести из коммерческих банков средства бюджетов бюджетной системы РФ, сократив при этом риски потери бюджетных средств.

Таким образом, органы Федерального казначейства за столь незначительный срок сумели добиться упорядочения финансовых потоков по всем уровням бюджетов.

Документ создан: 1.01.2014 02:46 (изменен 4.08.2017 10:25)